Первый класс, или как подготовить ребенка к школе
Любой родитель основательно готовится к вступлению своего ребенка в нелегкую школьную жизнь: при этом затрачивается много средств на покупку «всего необходимого» и сил. Теперь уж недостаточно просто одеть ребенка в новую и красивую школьную форму, дать в руки красочный, модный ранец с яркими разноцветными тетрадками, для благополучного начала школьной жизни каждому ребенку нужна психологическая подготовка.
Готов научиться
Для 6-ти- 7-летнего ученика школа — это стресс определенного рода. Потому как ребенок становится взрослым, а это значит, он не может только играть в машинки — куклы и отдыхать, теперь должен он носить ранец, внимательно слушать учителя и что-то писать в тетради, а еще выполнять домашнее задание после возвращения домой, а не только смотреть любимые мультфильмы. Теперь он — первоклассник, и в первую очередь должны осознать родители всю ответственность и значимость этого момента и к нему подготовить ребенка. Один из главных аспектов подготовки ребенка к школе — психологический.
Готовность психологическая
Это достаточный и необходимый уровень психологического развития ребенка для прохождения и успешного освоения школьной программы в коллективе сверстников. Формируется она у детей к 7-ми годам путем особых занятий. Выделяют психологи два аспекта готовности психологической ребенка к школе это: интеллектуальная и личностная (мотивационная). В плане интеллектуальном, у ребенка быть должен определенный уровень интересов познания, готовность к изменению общественной позиции и желание учиться. Ребенок с радостью может пойти в школу, но это еще не означает, что он хочет учиться. Учиться и ходить в школу – это 2е большие разницы.
Нужно у ребенка выработать ряд умений и навыков. К примеру, умение довести начатое дело до конца и преодолевать трудности. Также для школы необходимы и аналитические навыки: умение сопоставлять, сравнивать, делать обобщения и выводы. Для этого нужно читать с ребенком книжки, а потом попросить вкратце пересказать содержание прочитанного. Это сделает речь ребенка связной и закрепляет в словарном запасе новые слова и приучает анализировать смысл книги. Кроме того, для будущего первоклассника обязательны такие качества как: усидчивость, внимание, любознательность, память, сосредоточенность, надобность в поиске ответов на возникающие вопросы, а еще умение контролировать свое поведение, длительное время выполнять не очень привлекательные задания. Эти все навыки нарабатывать можно ежедневно (лепка, игры, общение, чтение).
Личностная готовность
Это умение общаться и потребность общения со сверстниками, также способность играть роль ученика, еще важна адекватная самооценка малыша. Очень важно создать для ребенка мотивацию, для того чтобы у него появилось желание учиться и узнавать что-то полезное и новое. Поможет в этом рассказ родителей о знаниях, об учителях, о школе. И, бесспорно, должен быть приспособлен ребенок к коллективной жизни, себя чувствовать уверенно, находясь не дома. Ему необходимо уметь одеваться самостоятельно и раздеваться, завязывать шнурки, переобуваться, справляться с молниями и пуговицами на одежде, уметь пользоваться общим туалетом. На готовность ребенка идти в школу влияет и то, как с ним вы общаетесь. Не нужно говорить: «Это я с тобой вожусь, а вот в школе никто с тобой так нянчится, не будет»? Или: «Ты опять отвлекаешься. В школе тебе поставят 2 по поведению, тогда увидишь, с двоечниками никто не будет дружить». Избегайте подобных фраз, нужно создавать у ребенка только положительный образ школы. Это все ребенку необходимо, для того чтобы себя чувствовать комфортно в новых условиях.
Врачи-неврологи, кроме того, рекомендуют направить пристальное внимание на всеобщее состояние ребенка. Необходимо приучить будущего первоклассника к режиму дня. Это особенно важно для детей, какие по какой-либо причине не ходят в садик. Перед тем как пойдет ваш ребенок в первый класс, пусть он летом, встает утром в 7 часов или в 7.30 и чередует обязательно с занятиями отдых. Следование режиму позволит будущему первокласснику в режим учебы войти плавно, и на 1 стрессовый фактор станет у ребенка меньше. Ему нужно после школы обязательно обедать, гулять, отдыхать, а только потом ребенок должен садиться делать уроки.
Самые простые рекомендации
Перед школой не будет лишним обратиться к специалистам, если вдруг у вашего ребенка есть какое-либо хроническое заболевание. Если нет ни каких заболеваний, то можно получить у педиатра по оздоровлению ребенка рекомендации, а также пройти курс по укреплению иммунной системы и курс витаминотерапии, чтобы стрессовые нагрузки, связанные с первым классом, были меньше.
Необходимо понаблюдать за учеником в самые первые месяцы его жизни в школе. Возможно, он стал агрессивным, плаксивым или вспыльчивым. Это повод для того чтобы задуматься, какие возникли проблемы у вашего первоклашки. Если связано это с привыканием к новым условиям, то тут поможет психолог. Если это касается того, что ваш ребенок не может усвоить материал, также не может найти контакт со своими сверстниками, обратиться тогда необходимо к неврологу. Если же ваш ребенок ослаблен соматически, не переносит физически существующие нагрузки, мучается головными болями или устает, то подумать стоит о щадящем режиме обучения, к примеру, на дому.
До 1 сентября выполняйте простые рекомендации. Познакомьте своего ребенка с его будущим учителем еще до начала занятий, побывайте в его будущей классной комнате, дайте ему возможность посидеть за партой и все хорошенько рассмотреть, для того чтобы обстановка класса и школы не казалась вашему ребенку незнакомой, прогуляйтесь немного вместе с ним по школьному двору и школе. Заранее постарайтесь ребенка познакомить с его одноклассниками. Ребенку расскажите о времени, какое отведено на перемены, уроки, обед и расписании уроков. Спрашивайте ребенка о его впечатлениях и чувствах от первых дней в школе. Если он беспокоится, успокойте его волнения и обязательно скажите, что при возникновении каких-либо возможных проблем вы всегда поддержите его и поможете ему их решить.
Таким образом, психологический настрой ребенка, соблюдение режима, забота о его здоровье и ваша родительская любовь помогут ребенку, когда он пойдет в первый класс.
Ученицы и ученики
Итак, ваш ребенок пошел в школу. Не просто ребенок, а девочка или мальчик, первоклассница и первоклассник, со свойственными им особенностями восприятиями, речи, мышления, эмоций, с особой собственной организацией мозга, типами характера, с разными установками и типами поведения, разными по своему биологическому возрасту.
Это очень серьезное и трудное дело — начинать школьную жизнь. Привыкание к новому жизненному укладу, к школе, к новым требованиям называют школьной адаптацией, она у одних детей проходит довольно быстро и легко, а у других — долго и труднее. Кто же все-таки труднее адаптируется к новым ситуациям? Обычно это мальчики. А девочки более общительны, они контактны, гораздо легче они перестраивают свои отношения и подстраиваются под ситуацию. Мальчики же при всяком изменении привычной жизни больше страдают. Но вот парадокс: мальчики сами значительно чаще, стремятся к изменениям в жизни, к новому, сами изменяют ситуацию, чем девочки. Это мальчики, за редким исключением, за отсутствием непроходимых джунглей идут в походы, лезут в неизведанные дебри чердаков, строек и подвалов.
Разные способности
Девочки и мальчики в 6 — 7 лет готовы к обучению в школе весьма неодинаково. Заключаются различия в несколько лучшей эмоционально-личностной и интеллектуальной готовности девочек, в силу этого они, попавши в начальную школу, обладают рядом преимуществ. Потому не случайно успешность девочек и мальчиков в первом классе тоже различается. В среднем оценка успешности мальчиков по главным предметам равна 3,9 баллам (традиционная 5-балльная шкала), а 4,3 балла — у девочек. Естественно, различается не в пользу мальчиков и физиологическая «цена», какую организм ребенка «платит» за процесс обучения. В первом классе к концу обучения утомляемость у мальчиков в 6 раз выше, чем у девочек.
Успешность в школе девочек и мальчиков зависит во многом от врожденных функциональных особенностей организации мозга. Психологи считают, что у девочек дольше созревает правое полушарие, а у мальчиков – левое. В целом считаются девочки более «речевыми», они начинают раньше говорить, а это значит, и все психические функции, какие появляются уже после возникновения речи, развиваются на этом фоне. Девочкам легче обычно учиться в школе, по крайней мере, в начальных и средних классах. Мальчики же начинают зачастую говорить немного позже, и до обусловленного возраста без прессинга собственной речи проходит их психическое развитие. Зато у мальчиков формируется раньше правого полушария специализация мозга повременно — пространственной ориентации. На себя обращает внимание еще и то обстоятельство, что отметки за год у девочек отличаются по разным предметам незначительно, не более чем на один балл. У мальчиков же ведомости гораздо чаще пестрят полнейшим набором из «пятерок», «четверок» и «троек”. Это возможно связано с тем, что мальчики реагируют болезненнее на необходимость применять, в зависимости от предмета, различные типы мышления. А девочки при изучении абсолютно разного материала применяют с успехом одну и ту же тактику.
Зависит многое от темперамента
Значительный вклад в успешность первоклассников вносят, в частности типологические, индивидуальные особенности, всем очень хорошо знакомые типы темперамента. Их всего 4: сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик. Больше всего проблем с получением хороших оценок ощущают девочки-холерики и мальчики-меланхолики. По всей вероятности, трудности в получении хороших оценок у детей с этими типами темперамента определяются во многом несоответствием их поведения и стереотипным представлениям о женственности и мужественности, каких придерживается большинство людей, и учителя в том числе. Так, мальчики-меланхолики очень ранимы, медлительны и впечатлительны. Не хватает им бойкости и активности, стремления отстаивать свою позицию и себя. В случае неудачи они могут всплакнуть. Безусловно, поведение такое расценивают как не совсем мальчишеское, и зачастую осуждается не только ровесниками, но и самим учителем.
Зато девочки-холерики наоборот, излишне активны и самостоятельны они бойки, вспыльчивы, непоседливы и беспокойны. Они активно отстаивают себя в конфликтных ситуациях, иногда с применением рукоприкладства, а это совсем не радует окружающих. И высидеть на одном месте в течение сорока минут проблематично для такой девочки.
Более „удачным“ с точки зрения занятий в начальных классах — это сангвинический темперамент, особенно для мальчиков. Данного типа дети в меру живые и активные, они довольно общительны и позитивны, умеренно тревожны и агрессивны. Именно сангвиники учителю начальной школы доставляют меньше всего проблем. Тем не менее, нужно отметить, что, приблизительно начиная со средней школы, тип темперамента у ребенка перестает быть одним из главных факторов в достижении высоких оценок, и порой оказывается „неудобный“ холерик в числе сильнейших учеников, когда устраивающий всех сангвиник переходит в ряд безнадежных троечников.
Тревожность
Большой интерес в школьную успеваемость представляет и такой вклад психологической составляющей, как тревожность ребенка. У мальчиков в частности, средневысокие и немного завышенные значения личной тревожности стимулирующее влияние оказывают на школьную успешность. Конечно, если личностная тревожность сверх меры выражена, то такой мальчик хорошо учиться не сможет. Как говорят, все хорошо в меру. У девочек же наблюдается противоположная картина: получают самые высокие оценки девочки, какие имеют несколько сниженные и средние индивидуальные значения личной тревожности. Увеличенные же значения выраженной этой психологической характеристики повергают к формированию боязни школьной неуспешности и самой школы. Такие различия объясняются тем, что у мальчиков и девочек повышенная тревожность по-разному влияет, на компонент мотивационный учебной деятельности. Оказалось, что завышенная тревожность заставляет всерьез озаботиться мальчиков и собственным соответствием статусу школьника — практически взрослого самостоятельного человека и получаемыми оценками. Подобные заботы позитивно отражаются на ребенке, на качестве работы с учебным материалом. У девочек же повышенная тревожность совершенно не рождает беспокойств по поводу получаемых оценок, но вызывает обеспокоенность взаимоотношениями межличностными со сверстниками и взрослыми. Получается, что увеличенное внимание таких девочек к их взаимоотношениям с окружающими мешает учебной деятельности и приводит, в итоге, к снижению успешности в школе.
Агрессивность и учеба
Давайте рассмотрим вклад в учебную успешность еще 1ой крайне интересной характеристики личностной ребенка – это агрессивности. Повышенный уровень агрессивности зачастую приводит к существенному снижению школьной успешности, и прежде всего у девочек. Данное явление по всей вероятности связано с рассогласованием повышенной агрессивности, свое соответствующее выражение находящей в поведении ребенка с уже сложившимися в нашем обществе стереотипами женственности. Снижение успеваемости у мальчиков наблюдается только тогда, когда индивидуальные показатели у ребенка агрессивности являются высокими, выходя за все диапазоны. Также интересно отметить, что отсутствие агрессивности в формирующейся личности ребенка тоже приводит к понижению школьной успешности, это указывает на понижение энергетических ресурсов таких детей.
Оказывается, все дети разные, и девочки, и мальчики, и первоклассницы, и первоклассники. Мы должны понять как им трудно, когда в школе учитель и дома родители предлагают им совершенно одинаковые пути к знанию. А они сами еще слишком маленькие и очень плохо знают и понимают самих себя, чтобы протаптывать и выбирать собственные тропинки и познавать мир иным способом, иначе мыслить, чем предлагает им учитель.
На заметку
- Не сравнивайте никогда девочек и мальчиков, не нужно ставить одних в пример другим: все они очень разные даже по своему биологическому возрасту — обычно девочки старше своих ровесников-мальчиков.
- Не нужно забывать, что девочки и мальчики по-разному видят, осязают, слышат, воспринимают по-разному пространство и ориентируются в нем, а самое главное – они по-разному осознают все, с чем в этом мире сталкиваются.
- Постарайтесь не переусердствовать, от мальчиков требуя тщательности и аккуратности в выполнении вашего задания.
- Давая задания мальчикам, старайтесь, как в детском саду, как в школе, так же и в быту, подключать в них момент поиска, какой требует сообразительности. Не нужно заранее показывать и рассказывать, что и как делать. Нужно подтолкнуть своего ребенка к тому, чтобы сам он открыл решение, пусть даже наделает ошибок.
- Учитесь вместе со своим ребенком, объединяйтесь с ним против трудностей, будьте союзником, а не сторонним наблюдателем или противником.