Порядок в доме
С давних времен в народе говорят: «Дом вести — не лапти плести». Верно, непростое это дело. Кому из нас не хочется, чтобы дом наш был уютным и красивым, не только местом прописки, общим с нашими близкими и родными жильем, где мы можем отдохнуть, поесть-попить? Наверное, всем хочется, да не каждый знает, как это делается. А ведь существует, можно сказать, целая наука о том, как вести дом,— домоводство. В Толковом словаре В. И. Даля это слово объясняется как «домохозяйство, т. е. забота о добром порядке всего домашнего обихода».
Из чего же складывается этот «добрый порядок»? Слагаемых, очевидно, много. Тут и уютная, со вкусом обставленная квартира (хотя совсем не обязательно дорогой мебелью), чистота и порядок в доме, вкусный, вовремя приготовленный обед, мир и лад в семье, приветливая аккуратная хозяйка дома, радушный гостеприимный хозяин, воспитанные жизнерадостные дети и т.д. Много чего входит в это понятие — «добрый порядок». И зависит он чаще всего от хозяйки дома. Да, как правило, именно женщина становится хозяйкой дома. На роль эту ее утвердили и семейные традиции, сложившиеся в те далекие времена, когда женщины не работали на производстве, и общественное мнение, считающее многие домашние обязанности исключительно женской привилегией, и, наконец, её собственное поведение, вернее, его стереотип, заложенный воспитанием.
«Домохозяин», «домохозяйка» — так говорили в старину. «Домохозяйка» в теперешнем понимании — нигде вне дома не работающая женщина, ведущая домашнее хозяйство. А таких женщин ныне практически нет — есть адвокаты и инженеры, учителя и врачи, мы почти все работаем, хотя остаемся при этом и домашними хозяйками.
Наша жизнь действительно строится так, что дом — только часть, притом не главная, наших обязанностей, забот, интересов. Сложился некий парадокс: иметь хороший дом хотелось бы каждому, а вот заниматься домашними делами с охотой, любить их — как-то вроде неловко, неудобно, во всяком случае, не принято.
Кто решится признаться, что с удовольствием стирает или убирает в квартире? Что угодно — только не это.
Наши домашние занятия — с досады или с усталости — называем мы и не благоприятными, и безрадостными. Но почему, например, убирать комнаты мыть посуду в детском саду (фактически делать, тоже самое, что мы все хозяйки делаем дома) не только не бессмысленно, но и достойно уважения? Может быть, потому что няни из детского сада ежемесячно видят материальное – в виде зарплаты – признание своего труда? Знают что обществу чьи мнения мы так дорожим, он нужен?
В делах домашних, не можем рассчитывать на общественное признание, не всегда уверенны в благодарности близких. Естественная женская обязанность, за что тут благодарить?
А ведь ведение хозяйства – труд большой. Надо содержать в порядке квартиру, одежду, закупать продукты, ежедневно готовить. С расчетливостью и экономией распределить семейный бюджет. Стараться, что бы все было спокойно, уютно, уметь помочь в делах душевных и профессиональных. Строить разумные и доброжелательные отношения в семье, которые дом делают домом.
Велика ноша. И неблагодарна и незаметна. Может потом и начинается борьба за то чтобы не стать хозяином в доме чтобы не получить тяжелый и не престижный груз домашних дел. Муж надеялся, что все домашние дела возьмет на себя жена, а кто еще? Жена работающая с мужем на ровне, в праве рассчитывать на то. Что груз домашних дел они поделят пополам. Когда же надежды не оправдываются, появляется непонимание, рождаются обиды, тем самым разрушается постепенно семья. Как правило, часто причины сор и несогласие становится вопрос о порядке в доме. Вот в этом мы и постараемся сегодня рассмотреть, как же нам быть с домашними делами, бросить все, или же скрепя зубами делать и молчать?
Наведение и поддержание порядка в доме — это повседневный труд. Легче, конечно, встать в позу «мне это не нужно» и с этой позиции наблюдать, как твой более энергичный и совестливый родственник «наводит» чистоту...
Тут приоткрывается такая закономерность: наибольший беспорядок создают люди, которые сами не убирают. Моешь, моешь пол, а потом — раз! — кто-то из близких прошелся через всю комнату, оставляя за собой вереницу следов. Ему невдомек снять у порога грязную обувь. А все потому, что никогда не пробовал убрать квартиру, вымыть пол.
Вторая рекомендация: если вы хотите, чтобы в доме царила чистота, добейтесь, чтобы этим занимались все без исключения члены вашей семьи. Не обязательно, конечно, в четыре руки хвататься за один пылесос или каждому стирать свою рубашку. Но за собой убирать самому, а общесемейные дела — стирку, мытье пола, приготовление обеда — распределить в зависимости от того, что кому больше по душе.
Сыну нравится возиться с техникой — доверьте ему пылесос. Дочка охотно моет посуду и не любит вытирать пыль. Не настаивайте на том, чтобы она занималась уборкой, и у вас не будет забот с посудой. Мужа раздражает уборка, стирка, он чувствует себя не у дел — пусть возьмет на себя контакты со службой быта, отправится на рынок, в магазины.
Порядок легко входит в привычку. Особенно, если с ним связаны приятные эмоции. А их надо растить, культивировать. Радоваться тому, как весело блестит пол, как сверкает солнце на чистых стеклах окон, как светятся надраенные кастрюли и как пахнет свежестью хорошо прополосканное белье. Не скупитесь на похвалу своим помощникам, избегайте нудных нотаций по каждому поводу, и сами заметите, как скоро пойдут все дела, как потянутся за вами дети, охотнее будет помогать муж... Любое дело горит в руках, если оно в радость!
Еще один совет: порядок не должен подчинять себе, сковывать жизнь членов семьи, их разносторонние интересы.
Еще один совет: порядок не должен подчинять себе, сковывать жизнь членов семьи, их разносторонние интересы. Есть давняя, ныне забытая пословица: «От больших порядков бывают большие беспорядки»,— парадоксально, но, по сути, верно. Трудно, безрадостно жить в доме, боясь дотронуться до полированной мебели, не решаясь возиться с пластилином из страха испачкать стол. Нормальная человеческая жизнь не вписывается в рамки лакированного порядка.
Построили дети в комнате железную дорогу, целый город вокруг соорудили — не браните их за беспорядок. Стулья сдвинуты, стол заставлен игрушками, детали на полу — потерпите... Наиграются, тогда и требуйте, чтобы убрали за собой. И место точно определите: ящик, картонная коробка, оклеенная картинками или раскрашенная полочка в шкафу. Но если место игрушек где-то под кроватью, если позволительно их просто куда-то подальше, с глаз долой засунуть, - толку в такой аккуратности мало, дети легко привыкнут создавать видимость порядка.
Любят мужчины мастерить – пусть у них дут место в квартире, где моно работать. Советуем, если есть такая маленькая территория, не вторгайтесь туда? У мужчин, когда он работает, есть свои представления о порядке. И пусть наводит там лоск в дни генеральной уборки.
Аккуратность, ставшая самоцелью, никому не принесет радости. Сколько хороших замыслов остается неосуществленными из-за того только, что не хочется устанавливать на столе швейную или вязальную машину или укреплять тиски.
К чему весь этот разговор? Домашний порядок существует человеку во благо и должен приносить ему радость. Поэтому в борьбе за порядок так важно не приступать границы разумного. Полезно задавать себе время от времени вопрос: что важнее – натереть до блеска мебель, сверкающий пол или час общения с ребенком – неторопливый разговор, прочитанная сказка, веселая игра? Аккуратнейшим образом вами выстиранное, накрахмаленное белье или утренняя гимнастика? Хотелось бы конечно, совместить и то и другое, но если не получается?
Стоит подумать и о том, как распределить домашние дела по степени их необходимости. Очень полезная привычка – начинать работу с самых важных дел, тогда не будет срывов – например, квартира блестит, а обед не готов.
В домашнем хозяйстве очень поможет вам привычка вести дела рационально.
Надо сварить, например, картошку. Многие начинают её чистить даже перед этим не помыв. Спешат. Начистили. Ставят воду. Кладут к кастрюлю картошку. Включают газ. А почему бы это не делать в другой последовательности? Сначала включить газ, затем поставить воду. Вымыть картошку. И пока она греется почистить её. Времени уйдет меньше. Быстрей идут дела если их совмещать несколько сразу. А для этого надо точно знать время, которое потребуется от вас на то или иное дело. Скажем, на глаженье обычной порции белья уйдет 40 минут, овсяная каша варится 30 мин, рисовая 40 мин. Не так трудно заметить время – часы у хорошей хозяйки всегда перед глазами. Почему бы не совместить эти дела? Скажем поставить варить кашу, заправить суп, выгладить белье. Потратите 40 мин, но сколько дел сделано. Словом, в делах домашних, которые требуют не только сосредоточенности, сколько автоматизма, надо стараться сочетать несколько дел, заниматься ими одновременно.
Очень экономит время привычка к порядку. Каждая вещь на своем месте. Взял что-то — не оставляй где попало. Поддерживать порядок легче, чем каждый раз наводить заново, пусть все члены семьи это поймут и усвоят. Иная хозяйка, готовя какой-нибудь немудреный суп, так насорит и напачкает, что вынуждена потом мыть не только посуду, но и все вокруг. А ведь можно аккуратно почистить овощи на газету или в миску, сразу выбросить очистки, овощи порезать на доске.
Как же научиться работать, не слишком уставая, как сохранить бодрость и энергию после рабочего дня?
Конечно, и силы, и возможности у всех разные. То, что одному дается легко и просто, другому в тягость. Значит, надо поискать для себя наиболее удобный порядок и способ работы. Очень важно понаблюдать за собой, постараться понять, в каких случаях устаете больше, в каких — меньше.
Спешка — вот первое, что больше всего выматывает, на что тратится много лишней энергии. Не закончив одного, часто беремся за другое, что-то при этом забываем, что-то упускаем из виду. Не зря, наверное, знающие люди советуют действовать «медленно поспешая». А это значит: работать быстро, но не суетно, осмотрительно. Против спешки хорошее средство — четкость: и в умении сосредоточиться на главном, отказавшись от второстепенного, и в том, как выполнять ту или иную работу.
Допустим, моете вы ванную комнату. Протерли слегка стены, почистили ванну — и ладно, надо бежать дальше. А вы приостановитесь, оглянитесь. Зеркало забрызгано зубной пастой. Кран покрыт пленкой мыла. Возьмите в руки тряпку, приготовьте моющий раствор и плитку за плиткой отмойте, ототрете до блеска. Начистите краны. Отмойте мыльницы и стаканчик для зубных щеток. Повесьте чистые полотенца. И постойте минутку, полюбуйтесь своей работой, а ведь хорошо! Вместо усталости придёт к вам удовлетворение сделанным. Не меньше, чем от спешки, устаем мы от однообразия домашних занятий. Мало того, что монотонность убивает интерес к делу, устаем мы и от позы, которую вынуждены принимать во время той или иной работы. Стираем, согнувшись, гладим, наклонившись, готовим, стоя у плиты или разделочного стола. Трудно бывает потом разогнуться, мышцы затекают. В таком случае полезно переключиться на что-то другое. Устали стирать — оставьте на время стирку, пусть белье полежит в растворе, только лучше потом отстирается. Возьмитесь за работу полегче или за такую, что можно делать сидя. Таких дел в доме хватает. Можно, например, белье поштопать. Впрочем, та же самая штопка, если не отрываться от нее часами, утомительна. Чтобы сохранить бодрость, активность, надо по чаще менять занятия. Какой должна быть повседневность - решать самим. Если на роботе приходится большую часть времени сидеть за компьютером, дома лучше больше двигаться, или на оборот.
Самый большой эффект от такого переключения получается, когда занимаешься любимым делом. Оно обычно не воспринимается как работа. Многие любят работать а времени для этого нет, хватает лишь приготовить обед. Но, что бы отдохнуть - не удивляйтесь! - порой полезно повозится и приготовить, какой то салат или испечь торт. А почему бы не оставить на несколько минут уборку квартиры и не сделать маску для лица? Это тоже даст ощущения отдыха, расслабления. Поработайте – расслабьтесь, снова поработайте – снова расслабьтесь. Вы не раз наверно убеждались, что если дело нравится, если оно по душе - оно делается легче.
От того с каким настроением вы беретесь за дело, не только успех зависит но и усталость.
Надо уметь управлять своим рабочем настроением. Никаких, «не могу», « мне по силам», «как это тяжело»…. Преграды которые мы мысленно перед собой возводим, мешают нам с домашними делами. Надо внушить себе, что предстоящая работа поможет размяться, сбросить лишние килограммы, наконец, что результаты будут прекрасными.
Например, у каждой хозяйки на вооружение не мало приемов, которые помогают ей снять усталость, настроится на нужный лад. Кто-то включает музыку и напевает, работая по дому. Кто-то, прервав хлопоты, делает гимнастику. Словом, каждому – свое. Важно найти это свое, управлять собой, своим настроение.
Да непростое это дело – быть хозяйкой, вести дом, но научится домоводству, приобрести опыт не трудно, дело наживное, было бы желание. Если человек жалуется, что его дом и не ухожен. И неуютен, и скучен, виноват в этом он сам. Недаром в народе говоря: «Каков Дёма, таково у него и дома»